Литературоведение

МГПУ, I курс 1 семестр

Ответы к экзамену по литературоведению (вопросы 1-10 и 21-64) с оглавлением, краткая шпаргалка и статьи Жирмунского, Тынянова, Бахтина.
Автор: nutto4ka
 

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1. Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.
  • 2.Поэтика и методология литературоведения – основные составляющие теории литературы. Историческая и теоретическая поэтика, поэтика общая и частная.
  • 3. Основные методологические направления в литературоведении.
  • Мифологическое (мифопоэтика, мифологическая критика), сравнительно-историческое (компаративистское), культурно-историческое (социо-культурное).
  • 4. Основные методологические направления в литературоведении. Структурно-семиотическое направление. Герменевтика и проблема интерпретации литературного произведения.
  • 5. Литература и мифология литературы как формы творческого освоения реальности. Специфические функции, историческое взаимодействие мифа и литературы.
  • 6. Генезис литературных форм.
  • 7. Изучение взаимодействия мифологии и литературы в 19-20 вв. (бр. Гримм, Ф.И. Буслаев, К.Г. Юнг, Фрезер, В.Я. Пропп, М.Е. Мелетинский). Учение К.Г. Юнга о визионерском типе литературного творчества и об архетипах.
  • 8. Концепция народно-смеховой культуры М.М. Бахтина. Карнавальная литература.
  • 9. Литература и реальность. Игровая концепция искусства. Условность литературы. Вторичная условность и ее формы.
  • 10. Художественная литература как вид искусства. Предмет, функции и особенности образного отражения и претворения реальности литературой как искусством слова. Лессинг: «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (раздел второй хрестоматии). Гегель: «Лекции по эстетике» (раздел второй хрестоматии).
  • 21. Сюжет и фабула литературно-художественного произведения. Неоднородность их литературоведческой интерпретации.
  • 22. Понятие мотива в литературоведении и его интерпретация А.Н. Веселовским в соотнесенности с сюжетом.
  • 23. Конфликт и его претворение в сюжете и иных элементах художественной организации произведения.
  • 24. Композиция литературно-художественного произведения.
  • 25. Система персонажей. Роль и значение художественной детали в литературном произведении. Соотнесенность деталей как композиционный принцип.
  • 26. Описательный элементы композиции. Портрет. Пейзаж. Интерьер.
  • 27. «Повествовательная» композиция. Взаимодействие описательных и повествовательных элементов произведения. Субъект повествования. Повествователь, рассказчик и их соотнесенность с автором.
  • 28. «Точка зрения» как категория повествовательной композиции. Монография Б. Успенского.
  • 29. Мотив как композиционная скрепа произведения. Содержательно-формальный характер мотивной структуры произведения. Мотив в метатексте. Лейтмотив. Вечный образ. Архетип.
  • 30. Традиционные композиционные приемы. «Минус-прием» и умолчание.
  • 31. Традиционные композиционные приемы. Со- и противопоставления.
  • 32. Традиционные композиционные приемы. Монтаж.
  • 33. Язык художественной литературы. Основные функции. Содержательность языкового уровня художественной формы. Речь художественная.
  • 34. Язык литературно-художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Лексические средства (омонимы, архаизмы и историзмы; просторечия (вульгаризмы), арго; варваризмы, диалектизмы и провинциализмы; славянизмы. Неологизмы и окказиональные лексические средства.
  • 35. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Виды тропов.
  • 36. Эпитет. Сравнения.
  • 37. Метафора, ее разновидности и изобразительно-выразительные средства.
  • 38. Метонимия и синекдоха; их изобразительно-выразительные функции.
  • 39. Гипербола и литота; их художественные функции.
  • 40. Аллегория. Символ.
  • 41. Понятие анафоры и эпифоры; их изобразительно-выразительные свойства.
  • 42. Синтаксис поэтической речи. Фигуры; их теоретическое осмысление в античных риториках. Параллелизм, триколон и антитеза. Инверсия и аноклуф. Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание; их эмфатическое значение. Градация, многосоюзие и бессоюзие. Эллипсис и плеоназм.
  • 43. Речь автора и речь персонажа. «Неавторское слово» в художественном произведении. Сказ. Стилизация и пародия.
  • 44. Стих и проза. Проблемы специфики стихотворной речи.
  • 45. Системы стихосложения. Метрическая (античная) система стихосложения.
  • 46. Силлабическая система стихосложения. Основные размеры русской силлабики и их выразительные свойства.
  • 47. Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные метры.
  • 48. Стих как элементарная единица стихотворного ритма. Понятие единства и тесноты стихотворного ряда (Ю.Н. Тынянов). Ритмические определители стиха.
  • 49. Вольный стих, его разновидности, жанровые пристрастия, тематические и идейно-эмоциональные ореолы. Дольники – переходная форма от силлабо-тоники к тонике.
  • 50. Понятие строфы, виды строф. Онегинская строфа. Ее строение, происхождение и художественная функция.
  • 51. Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы.
  • 52. Своеобразие целей, содержания и формы эпоса как литературного рода. Виды и жанры эпоса.
  • 53. Роман, его жанровые модификации. Происхождение и развитие русского и европейского романа.
  • 54. Своеобразие целей, содержания и формы лирики как литературного рода. Жанрово-видовое деление лирики.
  • 55. Своеобразие целей, содержания и формы драмы. Виды и жанры драмы.
  • 56. Историко-литературный процесс и его составляющие.
  • 57. Глобальные тенденции историко-литературного процесса.
  • 58. Эволюция типов художественного сознания.
  • 59. Проблемы художественного метода и стиля; различные толкования этих понятий в литературоведческой науке.
  • 60. Общие понятия о литературном направлении, течении и школе.
  • 61. Классицизм как художественный метод и литературное направление. Теория и практика на Западе и в России.
  • 62. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Теоретические манифесты и литературная практика романтиков на Западе и в России. Основные течения.
  • 63. Критический реализм как художественный метод и литературное направление на Западе и в России.
  • 64. Литературные направления ХХ века. Модернизм, реализм, экзистенциализм в литературе. Постмодернизм.





Лингвистика
Общее языкознание

Русский язык

Европейские языки
 
Восточные языки

Литература
Литературоведение

Русская литература

Западная литература

Восточная литература

Учебные материалы
Ответы к экзаменам

Конспекты лекций

Краткие содержания

Прочие материалы


Designed in 2004 © Durov.com